Версия для слабовидящих

История возникновения промыслов и ремесел Чкаловского района

Сведения о кустарных промыслах и ремеслах и их краткое описание (данные статистического отделения Балахнинской Уездной Земской Управы на 1905 год)

На территории Чкаловского района существовало  некогда (18-19, начало 20 века)  больше десятка различных деревообрабатывающих промыслов и ремесел, среди них особенно большое распространение имели: ложкарный, веретенный, игрушечный, посудно-токарный,  солоночный, гребеночный, челночный,  плетение из ивового прута, бондарный и резьба по дереву.

Производство ложек. На 1905 год производством ложек занимались 1395 работников (1322 – Полянской волости и 73 – Павелковской волости), 796 семей (749 – Полянской волости и 47 – Павелковской волости), 110 деревень (93 – Полянской волости и 17 – Павелковской волости). В течение года вырабатывалось в районе всех сортов ложек 14 712 000 штук на сумму 66 931 рубль. Кустарями изготавливалось в основном два сорта ложек: «межеумок» (и как разновидность этого сорта – «под олово») и «семёнка». Третий сорт – «хохлацкая» – изготавливался только в одной деревне Большое Подожгино Полянской волости. По количеству изготовляемых ложек первое место принадлежало «межеумку» и «под олово», которых выделывалось  9010 000 штук в год, «семенки» — 5 552 000 штук, «хохлацких» — 150 000 штук. «Межеумками» назывались круглые бурлацкие ложки с толстым точеным черенком, которые делались трех размеров. Крупный «межеумок» представлял собой разливную ложку и вмещал приблизительно пять-шесть обыкновенных столовых ложек. Средний «межеумок» вмещал до четырех столовых ложек (к этому же виду относится сорт ложек, именующийся «под олово», отличительным признаком которого является кружок из олова на черенке – его натирают мелким порошком олова). Мелкий «межеумок» был вместимостью около трех столовых ложек. Сорт «семёнка» получил свое название по смежному Семеновскому уезду, где в большом количестве вырабатывался этот тип обыкновенной деревянной столовой ложки. «Хохлацкая» своей формой напоминает столовую серебряную продолговатой формы ложку, только большего размера.

Изготовление половников – они изготавливались таким же способом и инструментом, как и ложка, только в значительно больших размерах. Черенки половников обтесывались ножом, а не точились, и окрашивались олифой, таким же способом как ложка. Длина половников «белозерок» была от 7 до 9 вершков. В среднем за 17 часовой рабочий день одним работником изготавливалось 35 – 50 половников. Продавались половники на базаре в Пурехе – семивершковые по 1 руб. 50 коп., а девятивершковые по 1 руб. 80 коп. за сотню. Половники делались только в четырех селениях – Петрунино, Варакино, Б. Подожгино и М. Подожгино Полянской волости в девяти семьях с 17 работниками. В течение года изготавливалось 68 800 половников на сумму 989 рублей.

Производством веретен занимался 451 работник (328 –Полянской волости и 123 – Павелковской волости), 291 семья (211 – Полянской волости и 80 – Павелковской волости), 47 деревень (25 – Полянской волости и 22 – Павелковской волости). В течение года в районе вырабатывалось всех сортов веретен 9 790 000 штук на сумму 10 771 рубль. Всего выделывали 19 сортов веретен, отличительными признаками которых служили длина и толщина и способ окраски. Наименьший размер был 4 вершка, а наибольший – 7 вершков. Названия говорили о местах сбыта – «егорьевские», «чувашские», «питерские», «даниловские», «бурманские», «шуйские». По качеству подразделялись на «баские» и простые, по отделке – «галки» и вычерненные сажей, по назначению – большие и фабричные. Самые красивые «баские» и фигуристые веретена делали по особым заказам деревенских щеголих. Они имели точеное яблочко и два ряда хитро спущенных колечек, брякающих в такт при работе.

В конце XVIII века хорошо был развит посудно-токарный промысел. На токарном ножном деревянном станке вытачивали  липовую и осиновую посуду разных размеров и форм, покрывали ее желтым и черным лаком, который варили из льняного масла.

Прядильные гребни, гребенки и дерняки, имевшие каждый свое назначение, готовились в деревнях Ванисово, Филинково, Глупышево всего двенадцатью работниками из восьми семей в количестве 24 тыс. штук в год. К 1939 году гребенщики Чкаловского района жили только в двух деревнях – Ступине и Филинкове. Искусством выделки гребня овладевали еще будучи подростками, в одну зиму. Наиболее нарядный вид гребня делался по заказу и звался «баским». Такой гребень «выписывался». Подобием циркуля – «писулькой» – царапался большой круг около черена. «Сверло» наносило мелкие кружочки вдоль щек гребня, а две другие писульки, маленькая и очень большая, узорили черен гребня. Орнаментика из переплетающихся выгравированных в дереве кругов и дуг получалась очень красивой. Важность гребня в народном быту отражена в шутливой поговорке – «приданого гребень да веник, да алтын денег».

А в деревне Андреяново четверо мастеров из двух семей точили коклюшки для вязания кружев в количестве 52 000 штук в год.

Одна семья из трех работников в деревне Починок изготавливала мебель в количестве 700 изделий в год. В деревне Алеево три семьи с пятью работниками занимались плетением корзин из ивового прута, которые продавали на Василевском базаре.

Изготовлением горшков занимались в деревнях М. Стрелка и Ревикино два мастера из двух семей.

На 1905 год трое мастеров в деревнях Смыкушиха и Песье продолжали заниматься плетением лаптей, изготавливая 280 пар в год.

Изготовлением солонок на деревянных обручах стали заниматься восемь работников из пяти семей в деревнях Бровницы, Б. Ганиха, М. Ганиха, Никиткино, расположенных вдоль большой Балахнинской дороги (по ней солонки уходили от мастеров к потребителю). Павел Афанасьевич Охлопков, житель деревни Никиткино, помнит Акиндия Павловича Охлопкова, старейшего мастера-солоночника, который делал солонку с провернутыми в задней стенке отверстиями, писал фуксином и лазурью курочку, кропленую черными и красными точками.

Киоты изготавливались в шести селениях Полянской волости – Грехи, Загвоскино, Федоркино, Починок, Морозово, Кодочиги, заняты этим ремеслом были одиннадцать работников из девяти семей. Киоты создавались разных размеров – от 6 до 16 вершков, от размера зависела и цена – от 80 коп. до 4 руб. за сотню. Изготавливали их из соснового и елового леса в количестве 27 100 штук в год, продавали изделия в поселке Мстера Владимирской губернии.

Производством двух сортов ткацких челноков – фабричных и простых – занимались три работника из трех семей в двух деревнях Андроново и Семеново. Ими изготавливалось 14 000 челноков обоих сортов в год, которые продавались по цене от 8 до 10 руб. за тысячу. В челноках особым долотцем выдалбливалось углубление, куда вставлялась проволока с надетой цевкой.

Изготовлением цевок для челноков занимались 27 человек (16 семей) в четырех селениях Полянской волости – Андроново, Матосники, Игошино, Токари. Цевки вытачивались на веретенном токарном станке, а отверстия в середине цевки просверливались буравчиком или прожигались раскаленным железным прутком. Мелкие цевки продавались по 45 коп., а крупные – по 60 коп. за тысячу. Всего в течение года нарабатывалось 717 000 цевок.

К середине XIX века наряду с ложкарно-веретенным промыслом широко распространился игрушечный промысел. В течение года изготавливалось 22 400 детских игрушек. Крашением новых изделий – ложек, половников, солонок на деревянных обручах, детских игрушек и прочих изделий в ложкарно-веретенном районе (условно выделяемого А.А. Ильинским) на 1905 год было занято 437 работников из 309 семей в 58 деревнях. К ранним белогородским игрушкам начала XIX века относятся каталки-колёски, коньки-каталки, каталки-вертушки, меленки, кузнецы на подвижных планках, кукла с плоской личиной, точеная кукла-барыня, тележка кукольная. В середине XIX века стали резать и красить «белье» запряжек, возник тип деревянной игрушки с элементами жанра. Появились кони, впряженные в коляски, кареты. В числе другого щепного товара (березовые и осиновые ложки, веретена, половники, прядильные гребни) деревянные игрушки в 1860-е годы стали появляться на местном базаре. В окрестностях села Новинки появился самобытный центр народной игрушки. Композиционно упряжки-каталки делались одиночные, парные и тройкой. Окраска и роспись соответствовали условной форме коней и отличались большой декоративностью. Фигурки окрашивали яркой киноварью или сажей, а когда они высыхали, их расписывали широкими полосками и тонкими параллельными линиями. Желтой, розовой, зеленой красками отмечали упряжь и седелку лошади, для украшения гривы использовали сусальную позолоту – получался златогривый конек. Повозки окрашивали в лиловый, вишневый, малиновый, коричневый и черный цвета снаружи и ярко-красный – внутри. Спинки и борта возков расписывали яркими листьями и цветами с «оживками» и «пробелами» или геометрическим орнаментом. Нарядно, празднично выглядела такая игрушка-скульптура. После революции начался процесс кооперации. В 1928 году в селе Новинки была организована артель ложкарей — промартель “Правда”, которая вошла в состав леспромкооператива Городецкого “Судостроймебсоюза”. В конце 1935 года в систему лесной кооперации Городецкого района были вовлечены и кустари-игрушечники. Новинская промартель “Правда” объединила кустарей, стала закупать у них игрушку и сама делать игрушечную продукцию.

Чкаловский гипюр. В конце  19 века на территории современного Чкаловского района сложился особый вид вышивки «по выдергу», т.е. по сетке, образованной путем выдергивания продольных и поперечных нитей полотна. Собственно, этот вид рукоделия пришел на Нижегородскую землю из соседней Владимирской губернии и оказался чрезвычайно популярным, постепенно вытеснив ранее повсеместно распространенное здесь коклюшечное кружевоплетение. Технология вышивки «по выдергу» известна под названием «гипюр» (от французского «guipure»- «воздушная вышивка»Само слово «гипюр» — французское). Прозрачностью и мягкостью эта вышивка напоминает кружево. Главным элементом узора, характерным для «нижегородского гипюра», являются ромбы, которые вышивальщицы называют «цветками». Существует около 50  видов  швов-разделок, которыми заполняются «цветки». Строчевая вышивка в те годы становится  промыслом,  все женское население сел и деревень от зари до зари сидело за пяльцами, покрывая ажурным узором белое полотно. Вышитые льняные изделия пользовались большим спросом, и уже в то время к ним проявляли интерес иностранные покупатели из Европы и Азии. Родина  горьковского гипюра, этой ни с чем не сравнимой по красоте строчевой вышивки, – Чкаловский район, точнее – Катунки. Исстари здесь процветает строчевышивальный промысел, в основе которого лежит народное искусство вышивки по льну. Исследователь  кустарных промыслов Ниж.губернииМ.А.Плотников отмечал уже в 1896году: «Все молодое население Катунок и окрестных селений, до детей включительно, занято этим промыслом. С семи лет начинают работать девочки, рано теряя живость движений, приобретая сутуловатость фигуры. За утомительную 15-18 часовую работу строчеи получают 12-15 копеек в день» После революции, объединенные в артели, народные мастера вышивки сохраняют и развивают худ.традиции строчевышивального искусства. Первая из них — Трудовая артель по строчке и вышивке белья в селе Катунки. Основала ее в 1924 году Катунские строчеи дали начало новому виду вышивок, впоследствии названному «горьковским гипюром». В предвоенные годы появился новая Катунская ветка – наклоненная по диагонали ветка с перистыми листьями, выполненная на крупной сетке.». Катунская ветка, как форма разделки давно уже вышла за пределы Чкаловского района и широко используется мастерицами строчки не только Горьковской области. Название «катунская» она получила потому, что автором, ее создавшим, была катунская мастерица–строчея Стрелкова Серафима Петровна. Ее рисунок на полотне так изящен, тонок, нежен, хрупок, что кажется, нет, не руки человеческие создали его.  Здесь следует добавить, что для катунской  строчки вообще характерна ажурность. Такой уж почерк катунских мастериц. Вышивка с каждым годом совершенствовалась, талантливые мастерицы усложняли узор, отбирались наиболее интересные  разделки ( традиционные  — «пшенцо, семечко, звезда»), вводились новые приемы строчки. До 1941 г.  чкаловские вышивальщицы исп. разные виды вышивки – крестом, белой гладью, строчкой. Однако, ни гладьевая вышивка, ни вышивка крестом не являлись традиционными местными видами оформления одежды. С 1941 году артель специализировалась только лишь на строчке. Вышивальщицы Катунок, Новинок, Пуреха, Белое, Сицкое и других сел нашей округи овладели гипюрной вышивкой в конце XIX века, но как неповторимый своеобразный стиль вышивки «Нижегородский гипюр» сложился в 1930-1940-е годы. К 30-м годам прошлого века в местной строчевой вышивке появились вполне определенные отличительные особенности, которые дали основание характеризовать ее как совершенно своеобразный стиль — «Нижегородский гипюр». Именно в эти годы стали зарождаться отличительные стилевые особенности «Нижегородского гипюра», вышивки, получившей известность не только в нашей стране, но и во всем мире. Это была эпоха рождения и развития  этого уникального строчевого промысла. Женщины работали так, что уже в 1932г. около 40% все продукции покупали Германия, США, Канада. В последующие годы в Чкаловском районе продолжается укрупнение строчевышивального промысла. В 1962г на базе всех артелей была создана Чкаловская строчевышивальная фабрика с филиалами, она объединяла все  строчевышивальное  производство в районе. Именно с этого года начинается новый этап в жизни гипюра, сам гипюр совершенствуется под руками художников и мастериц. В 1998 году Чкаловская строчевышивальная фабрика была преобразована в ОАО «Гипюр».

Сведения о народных художественных промыслах и ремеслах, существующих в настоящем времени, и их краткое описание.

В 2008 году  новинская игрушка обрела свое второе рождение. Возрожденные образцы традиционной новинской игрушки 24 сентября 2008 года были утверждены на областном художественно-экспертном совете и отнесены к изделиям народных художественных промыслов Нижегородской области.

Хранителями техники «Нижегородский гипюр» остаются мастерицы, работающие на ЗАО «Гипюр». Чкаловскими художницами и мастерицами и в наши дни продолжаются и развиваются  традиции этого самобытного вида вышивки. Надо сказать, что в поисках нового, вышивальщицы всегда держат в голове и старое. От главных принципов гипюрной строчки не отступают. Ведь настоящее новое, как побег ветви на дереве, вырастает органично и необходимо. Питают же побег корни дерева. В глубину веков уходят корни русской вышивки. Отличительной чертой современного гипюра является оригинальность цветового решения. Цвет, деликатно и скромно появившийся в вышивках в конце 1970-х годов, сейчас заявляет о себе в полную силу, хотя вызывающих, кричаще-контрастных цветовых сочетаний, конечно же, нет. Долгое время  одной  из  стилевых  особенностей  «Нижегородского  гипюра»  оставалась вышивка «белым по белому». Но вот постепенно, сначала робко, а затем все смелей и смелей, вышивальщицы начинают использовать в вышивках и цветной материал, и цветные нитки. Для полотенец берется лен светло-зеленого; нежно-голубого, кремового цветов. Вышивка по-прежнему выполняется белыми нитками, но в нее деликатно вводятся вышитые цветными нитками «мушки», или другие разделки, соответствующие тону материала.Чкал.гипюр – визитная карточка не только области, но и России. С годами узор усложняется, неизменными остаются традиционные строчевые разделки вышивки. Их около 50. Это «колечко, мушка, тень, подковка, пилочка, куколка и др. Эти названия, теплые, уютные давали им сами мастерицы. Стоящие у истоков промысла. Из этих разделок составляется все разнообразие и богатство узора. Мастерицы сумели путем постепенных изменений формально-образных средств, приемов, превратить чужеземный гипюр в самобытный истинно народный вид вышивки. Роль заграничных образцов в конечном итоге свелась к тому, что они явились импульсом, давшим толчок дальнейшему развитию строчки. Итак, основные, ударные, узловые моменты орнамента горьковского гипюра — это ромбы — цветки, рисунок которых всякий раз неповторим, имеет свой декоративно-художественный образ. Но не только цветки сами по себе придают своеобразие нижегородскому гипюру. Включение цветков в большой, общий орнамент узора вышивальщицы также стремятся сделать интересно, с выдумкой. Они располагаются то в шахматном порядке, то рядами. Часто из сочетания различных по характеру цветков образуется большой ромб, это будет как бы уже «букет» из цветов. Иногда большой цветок окружают более мелкие. Одним словом, вариантов множество, и возможность варьирования безгранична.

Талантливые художники и мастера промысла с любовью сохраняют и переосмысливают богатое наследие, имеющее уже вековые традиции, передающиеся из поколения в поколение . И только благодаря их энтузиазму, творческой фантазии и новаторству местная вышивка обогатилась новыми мотивами; произошел качественный переход от традиционных геометрических узоров к растительным орнаментам; были изобретены и новые приемы вышивания. Орнаменты стали богаче и разнообразнее. Обогатилась светотеневая игра в фактуре вышивки за счет ввода в узор длинных, пушистых стежков, которые теперь формируют и малые и простые, и укрупненные сложные формы орнамента. Претерпевал изменения и колорит декора. Когда-то только белоснежный, он расцветает теперь нежными сдержанными или яркими тонами. Сейчас художники и мастера промысла создают несравненные оригинальные изделия, умело сочетая традиции с современностью.

Муниципальное бюджетное учреждение культуры Центр ремесел городского округа город Чкаловск создано с целью возрождения, сохранения и развития ремесел, бытовавших в Чкаловском районе, создания условий для развития местного традиционного художественного творчества для жителей городского округа город Чкаловск Нижегородской области, организации досуга и приобщения жителей городского округа город Чкаловск Нижегородской области к творчеству, культурному развитию и самообразованию, любительскому искусству и ремеслам.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!